Под горюче-смазочные материалами понимают обширную группу веществ — это разные виды смазки и горючего, используемого, в основном, для автотранспорта (ДТ, бензин, различные смазочные материалы). Ранее в СССР наименование данной группе товаров присваивалось произвольно, но после введения документа, контролирующего наименование смазочных материалов для транспорта, это стало нормироваться. Сегодня более 100 видов смазок можно найти на российском рынке.
Классификация смазки может быть произведена по разным параметрам: состав, консистенция, область применения.
По консистенции горюче-смазочные материалы (ГСМ) подразделяются на:
- Пластичные;
- Полужидкие;
- Твердые: до отвердения данные вещества представлены в виде суспензии, дисперсионная среда которой — смола, а загуститель — технический углерод, графит или др. После отвердения твердые смазки становятся золями, для которых характерны низкий коэффициент сухого трения и все свойства твердых тел.
Первые две группы являются коллоидными системами, состоящими из дисперсионной фазы и среды, добавок и присадок. Производители используют различные добавки, чтобы улучшить свойства продукта.
Применение пластичных ГСМ:
- В подшипниках скольжения и качения;
- В винтовых, зубчатых и цепных передачах;
- В шарнирах;
- В многожильных тросах.
Эффективность применения пластичных смазок во многом зависит от ряда факторов:
- Условия эксплуатации смазочного вещества (скорость перемещения трущихся ар, нагрузка и температура);
- Особенности узлов трения;
- Совместимость данной смазки с конструктивным материалом;
- При смешивании разных видов смазочного материала — их совместимость.